23 февраля Президент РФ подписал Федеральный закон от 23.02.2013 N
15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного
дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон). Документ
существенно изменяет правила розничной продажи табачной продукции,
устанавливает полный запрет ее рекламы, а также новые ограничения,
связанные с курением.
В отличие от действующих в настоящий момент правил Закон ограничивает
не только продажу табачных изделий и курение табака, но также продажу и
употребление иной продукции, не только табачной. Например, под действие
Закона подпадают электронные сигареты. Поскольку они имитируют табачные
изделия, их реализация будет запрещена.
Закон вступит в силу с 1 июня 2013 г., за исключением отдельных
положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Продажа табачных изделий в розницу
Закон устанавливает правила, которые существенно ограничат розничную
продажу табачных изделий. Большая часть данных правил начнет действовать с
1 июня 2014 г. Среди нововведений можно отметить следующие.
1. Будет расширен перечень мест, в которых не допускается розничная
торговля табачными изделиями. Такими местами станут железнодорожные
вокзалы, автовокзалы, станции метрополитена, аэропорты, морские, речные
порты, гостиницы и др. Исключение составят магазины беспошлинной торговли.
2. Будут установлены требования к местам розничной продажи табачных
изделий. Такую продажу можно будет осуществлять только в магазинах и
павильонах. Магазин должен представлять собой здание (либо его часть),
которое обеспечено специальными помещениями (торговыми, подсобными и др.).
Павильон должен быть строением, имеющим торговый зал и рассчитанным на одно
или несколько рабочих мест.
Таким образом, будет запрещена розничная продажа табачных изделий иными
способами и в иных торговых объектах, в том числе киосках, которые не
являются объектами недвижимого имущества или не имеют торгового зала.
Исключение предусмотрено только для населенных пунктов, в которых магазины
и павильоны отсутствуют.
3. В торговом зале будет запрещено выкладывать и демонстрировать
табачные изделия. Вместо этого продавец будет обязан предоставить перечень
табачной продукции. Законом предусмотрены требования к его содержанию: все
названия должны быть отпечатаны одним шрифтом; необходимо использовать
буквы черного цвета; наименования должны перечисляться в алфавитном порядке
с указанием цены; не допускается использовать графические изображения и
картинки.
4. Будет запрещена торговля табачными изделиями дистанционным способом
(в том числе и через Интернет), а также торговля с использованием
автоматов.
За нарушение вышеперечисленных правил предусмотрена административная
ответственность (ст. 14.15 КоАП РФ) в виде штрафа, размер которого для
организаций может составить от 10 до 30 тыс. руб., а для предпринимателей -
от 1 до 3 тыс. руб.
5. Цену на табачные изделия предлагается сделать практически
фиксированной - государство будет определять не только максимальную
стоимость одной единицы продукции (как это происходит в настоящее время),
но и минимальную, а продавец сможет устанавливать цену только в этих
пределах. Минимальная розничная цена согласно Закону будет составлять 75
процентов от максимальной, которая определяется в соответствии со ст. 187.1
НК РФ. Условие о введении минимальной розничной цены вступит в силу с 1
января 2014 г.
За нарушение правил ценообразования ответственность установлена ст.
14.6 КоАП РФ, и размер штрафов в таком случае будет выше. Например, для
юрлиц в случае завышения максимальной розничной цены предусмотрен штраф в
двукратном размере излишне полученной в результате правонарушения выручки
за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более
одного года.
Запрет на курение табака в общественных местах
Согласно Закону будет увеличено количество мест, где запрещено курение
табака.
С 1 июня 2013 г. будет запрещено курение на многих объектах
транспортной инфраструктуры (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, речные
порты, аэропорты и т.п.).
С 1 июня 2014 г. будет запрещено курение в следующих местах:
- барах, кафе и ресторанах (помещениях, предназначенных для оказания
услуг общественного питания);
- гостиницах, хостелах, кемпингах и т.п. (помещениях, предназначенных
для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих
коммунальных мест проживания, услуг размещения туристов для временного
проживания);
- поездах дальнего следования во время перевозок пассажиров;
- судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по
перевозке пассажиров (для них возможно исключение по решению собственника
судна при наличии специально выделенных мест);
- на пассажирских железнодорожных платформах пригородных поездов.
Установленный Законом перечень мест, в которых запрещается курение
табака, не является исчерпывающим. Органы госвласти субъектов РФ будут
наделены полномочиями запрещать курение и в иных общественных местах.
Отметим, что за нарушение новых запретов административная
ответственность пока еще не установлена ни на уровне федерального, ни на
уровне регионального законодательства. В настоящее время в Кодексе РФ об
административных правонарушениях предусмотрена ответственность только за
курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не
установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения,
либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на
воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов (ч. 3 ст.
11.17 КоАП РФ). В таком случае наказание (предупреждение или штраф в
размере 100 руб.) накладывается непосредственно на лиц, нарушивших запрет
на курение.
Реклама табачных изделийВ соответствии с Законом с 1 июня 2013 г.
реклама табачной продукции будет полностью запрещена. В документе
содержится перечень приравненных к такой рекламе действий, которые будет
запрещено совершать. К данным действиям, в частности, относятся:
- использование и имитация табачного изделия для других видов товаров,
не являющихся табачной продукцией, при производстве таких товаров, оптовой
и розничной торговле ими;
- бесплатное распространение табака и табачных изделий среди населения,
в том числе в качестве подарка.
Запрет коснется и такого способа продвижения на рынке табачной
продукции, как использование в рекламных целях произведений искусства. Во
вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях будет запрещено
демонстрировать табачные изделия и процесс их потребления. Исключение
предусмотрено в отношении произведений, предназначенных для взрослых, - в
них демонстрацию или употребление табака допустимо изображать, если
соответствующий процесс является неотъемлемой частью художественного
замысла.
Также будет запрещено спонсорство распространения табака. Под ним
понимается любой вид вклада в любое событие с целью прямо или косвенно
стимулировать продажу табачного изделия или употребление указанной
продукции.
За нарушение законодательства о рекламе для рекламодателя,
рекламопроизводителя и рекламораспространителя установлена административная
ответственность (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ) в виде штрафа, размер которого для
юрлиц может составить от 100 до 500 тыс. руб., а для предпринимателей - от
4 до 20 тыс.
|